ГОТИКА.
Готическое искусство
- искусство цветущих торговых и ремесленных городов коммун, добившихся
известности и самостоятельности внутри феодального мира. Между романским и
готическим стилем трудно провести хронологическую границу. 12 век - расцвет
романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Готический
стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика ) в 13 веке .
Угасание приходится
на 14-15 века (пламенеющая готика). Строительство осуществляется не только
церковью , но и общиной (организованными в цехи профессиональными
ремесленниками и архитекторами) . Между строительными артелями ,
странствовавшими из города в город , существовали связи ,обмен опытом и
знаниями . самые значительные сооружения , и прежде всего соборы , возводились
на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие
поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских
церквей романского стиля . Они были вместительны , высоки, нарядны , зрелищно
декорированы .
Динамичность,
легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед
за собором устремлялись вверх и городские постройки. В замысле городского, а не
монастырского собора проявились и новые идеи католической церкви, возросшее
самосознание горожан, новые преставления о мире. Динамическая устремленность
ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим устремлением души к небу.
Готический собор по сравнению с романским новая ступень в развитии
базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться
единообразной системе. Главное отличие готического собора - устойчивая
каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные
стрельчатые своды, провезенные сетью выступающих ребер, выложенных из камня,
арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик
соборы.
Классическое
выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее сооружение - собор
Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивался до середины 13 века). Зрелая
готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической
устремленностью ввысь. Реймский собор - место коронования французских королей
одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и
скульптуры. Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть
сведены к следующему: во-первых, на смену господству в художественных
концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира,
религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются,
наделяются чертами глубокой человечности.
Одновременно
усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя не сразу, начинает
занимать сюжет, Во-вторых - появляется и играет доминирующую роль круглая
пластика, хотя рельеф существует также.
Одним из самых
распространенных сюжетов в готике остался "Страшный суд", однако
иконографическая программа расширяется. Интерес к человеку и влечение к
анекдотичности рассказа нашли выражение в изображении сцен из жизни святых.
Выдающийся пример изображения легенд о святых является датируемый последней
четвертью 13 века тимпан "История святого Стефана" на портале собора
Парижской богоматери.
Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер.
ГОТИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ
ФРАНЦИЯ - это государство в Западной Европе. Территория 552 тыс.км2.,
население 50 млн. человек. Столица Франции – город Париж. Две тысячи лет назад
на месте Парижа был лишь маленький посёлок Лютенция, расположенный на острове
Сите, посередине реки Сены. Франция высокоразвитая с большим количеством
мировых культурных достопримечательностей страна. Одним из культурных периодов
развития Франции является – художественный стиль Готика.
В середине 12 века в
городах Северной Франции зародилась культурное течение – готика (Готический стиль).
Слово Готика
происходит от названия германского племени готов.
Что
такое Готика
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в
развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично
Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин "Готика"
введен в эпоху Возрождения как
уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося
"варварским". С начало 19 века, когда для искусства был принят термин
романский стиль, были ограничены
хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю
фазы.
Готика развивалась в
странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой
феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики.
Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и
религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими"
иррациональными силами.
Для Готики характерны
символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От
романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств
и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал
собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи
(преимущественно витражей).
Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов,
подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние
витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства
Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества:
начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов,
выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских
кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали
устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись
возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались
новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались
градостроительство и гражданская архитектура.
Городские
архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления,
мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими
помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады
двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами
выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с
богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные
комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города,
господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием
городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские
диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился
своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной,
а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной
динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их
соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти
божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из
столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок.
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с
арками-нервюрами образуют остов крестового свода,
заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.
План
собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.
Боковой распор свода
главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между
столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет
вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение
лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.
Готика зародилась в
Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в
первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою
классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом
и полукруговым обходом хора
("деамбула-торием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их
высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление
неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов,
мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого
главного и полутемных боковых нефов
возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
На фасадах соборов
варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации,
детали — узорные вимперги, фиалы, краббы
и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее,
рельефы на цоколях и в тимпанах порталов,
а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в
которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.
Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре
проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.
На главной площади
городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в
Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым
внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан.
Смелая и сложная
каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной
инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек,
облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего
пространства.
В Готике происходит
обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой
отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного,
искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание
и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй
сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со
временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и
чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного
страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
В Готике Франции
органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и
социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные
наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра
и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное,
искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В поздней Готике, во
Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах,
объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись
на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся
драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах
страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства
принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
Для поздней
("пламенеющей") Готики характерен прихотливый, напоминающий языки
пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в
Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление
к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма.
Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские
здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и
монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов
украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями
фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены
труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения).
Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и
жёлтые тона.
Сложившаяся готическая
каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор
Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры
композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в
Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с
многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в
других европейских странах - в Германии (в Кельне),
Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании
(Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции
(в Упсале), Чехии (хор и трансепт
собора св. Вита в Праге), где готич.
строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли
принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце 13 начале 14
века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы
стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный
изгиб и черты куртуазности.
ОСОБЕННОСТИ
ГОТИКИ ФРАНЦИИ
Старые города
постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно
возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц,
очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным
городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и
получивший во Франции свои классические формы. Это три - пять нефные базилики с
трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным
интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической
розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр,
горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны.
Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны
грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе,
Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре
соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения,
появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки превратились в богато
украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне;
замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома -
отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).
В готической
скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к
физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот
период были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного
портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благославляющего Христа на
западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы
"Посещение Марией Елизаветы" на западном портале собора в Реймсе. Эти
произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской
скульптуры. В готической живописи главным элементом цветового оформления
интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются
витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую
наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала
стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).
В готической миниатюре
усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг
иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского
и итальянского искусства появились станковые картины и портреты. Решительный
переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды
произошёл в творчестве Лимбург.
Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произведения искусства:
мелкая пластика, эмали шпалеры, резная мебель.
Стиль французской
Готики проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных постройках
королей и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных
городских особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и
живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным
декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498),
Гайон (1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.
Помимо приглашавшихся
из Италии мастеров появились многосторонне образованные французские архитекторы
— Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко
национальные произведения стали живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа
замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.; Шенонсо,
1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов резным
деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы Россо
Фьорентино и Приматиччо.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра (1546—74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.